Содержание:
1. Анализ подходов к управлению запасами
2. Система оперативного управления — главное
3. Минусы подхода — формирование заказа поставщик
Данная статья является первой из серии, посвященной реализации в «1С:Управление торговлей»,«1С:Комплексная автоматизация», «1С:ERPУправление предприятием» основных систем управления товарными запасами.
1. Анализ подходов к управлению запасами
Напомним, что базовая классификация систем управления товарными запасами основывается на следующих параметрах:
· контроль – периодический или постоянный
· закупаемая партия – постоянная или переменная
· максимальный и минимальный уровень – есть или нет.
В соответствии с данными параметрами выделяют следующие подходы к управлению запасами:
1. Система оперативного управления предприятием
2. Система равномерной поставки
3. Система периодического пополнения до максимума
4. Система закупки фиксированной партии с периодическим контролем
5. Система минимум-максимум с периодическим контролем
6. Система закупки фиксированной партии с системой непрерывного контроля
7. Система минимум-максимум с системой непрерывного контроля
Для того чтобы совместить эти схемы с типовыми возможностями программы 1С, давайте рассмотрим механизмы, которые типовые конфигурации предоставляют в наше распоряжение.
А.
Прежде всего отметим, что 1С позволяет фиксировать текущие потребности предприятия и, как следствие, реализовывать тянущий подход к пополнению товарного запаса. К рассматриваемым системам это не имеет прямого отношения. Но тем не менее в работе мы должны подобные потребности учитывать.
Фиксация потребности осуществляется путем установки для конкретного товара значения «К обеспечению» в колонке Действие табличной части соответствующего документа. К документам, создающим потребность, относится прежде всего Заказ клиента, но тем же функционалом обладает также Заказ на перемещение, Заказ на сборку-разборку, Заказ на внутреннее потребление (в 1С:КА и 1С:ERP перечень несколько шире).
Б.
Программа допускает настройку параметров управления запасами для каждого склада и каждого товара (метод управления запасами). В целом логика управления, поддерживаемая программой сводится к классической системе минимум-максимум. Однако, за счет настроек метода, как будет показано далее, можно реализовать и другие подходы.
В.
Подсистема планирования. На самом деле термин не вполне корректен. Дело в том, что данная подсистема является на самом деле гибким инструментом, позволяющим реализовать не только функцию планирования, но и использовать 1С как инструмент прогнозирования. Отметим, что подсистема планирования может использовать также и данные, связанные с управлением запасами и текущие потребности.
2.Система оперативного управления - главное
Как видно из графика, система имеет только один параметр – период контроля. Чаще всего он устанавливается в компании декларативно, в соответствии с календарем (раз в месяц, раз в неделю и т.д.).
Количество закупаемого товара может быть определено по-разному. Обычно используются способы, несвязанные напрямую с учетной системой. Это может быть метод компромисса, метод интуитивного прогнозирования и т.п. Применение системы оперативного управления – неизбежное решение в случае, если ситуация на рынке меняется постоянно, и найти какие-то закономерности спроса не удается.
Чем в данной ситуации может помочь 1С?
Существует перечень информации, которую необходимо принять во внимание даже в такой ситуации. И 1С дает возможность получить данные сведения. Это:
1. Текущий товарный запас. Для его оценки можно использовать стандартный отчет Ведомость по товарам на складах.
2. Запас с учетом резерва. Чаще всего для этой цели используют отчет Остатки и доступность товаров.
3. Товары в пути. Для отслеживания транзитного запаса, равно как и запаса в размещенных заказах, можно использовать Отчет Товарный календарь. Отметим, что в данном отчете «товары в пути» будут отображены в том случае, если соответствующий Заказ поставщику в 1С находится в статусе «Подтвержден», и в нем присутствует предполагаемая дата поступления.
Те же сведения, но не расписанные по дням можно увидеть в отчете Доступность товаров.
Отмечу, что не стоит в данном случае использовать стандартный механизм «товаров в пути», предлагаемый программой. Этот механизм предназначен для отображения несколько иной ситуации и больше связан с бухучетом.
4. Предполагаемые отгрузки. Сведения о них доступны в упомянутых выше отчетах – Остатки и доступность товаров и Товарный календарь.
Следует заметить, что данные в этих двух отчетах не всегда совпадают. Дело в том, что отчет Остатки и доступность будет показывать данные по предполагаемым отгрузкам только в том случае, если товары поставлены на резерв.
3. Минусы подхода — формирование заказа поставщику
К сожалению, автоматическое формирование заказа поставщику в данном случае невозможно. Система работает только как источник информации. А Заказ поставщику в 1С придется сформировать вручную.
Единственное упрощение, которое можно сделать – искусственно создать потребность на данном складе (например, с помощью Заказа на перемещение), для того чтобы система сама распределила общий план закупок по поставщикам в соответствии со Способами обеспечения. Однако, этот подход мы разберем в одной из следующих статей.
Продолжение следует…
Специалист компании ООО «Кодерлайн»
Андрей Лебедев.